Для автомобилистов 2024 года предстоят важные обновления в правилах и законодательстве. Мы исследовали будущие изменения в дорожном движении и законах, предлагаем вашему вниманию семь ключевых новшеств, которые, по нашему мнению, должен учесть каждый водитель.
Обновления в правилах технического осмотра
Несмотря на отмену обязательного технического осмотра для частных легковых автомобилей и мотоциклов с 2022 года, для автомобилей старше четырех лет при регистрации или смене владельца, а также при модификации технических характеристик требуется проходить эту процедуру. Обязательный техосмотр сохранился для коммерческого транспорта, включая такси и автобусы.
Стоит заметить, что с началом 2024 года стоимость услуг по техническому осмотру возросла. В большинстве регионов цена на осмотр легковых автомобилей увеличилась на 12%, достигнув отметки в 1022 рубля, в то время как в столице цена выросла до 1052 рублей, в Амурской области до 1500 рублей, а на Чукотке до 4500 рублей.
Изменения в полисах ОСАГО
А) Введение краткосрочных полисов С 2 марта 2024 года станет возможным оформление полиса ОСАГО на срок от одного дня до трех месяцев. Цены на такие краткосрочные полисы по сравнению с годовыми останутся неизвестны до последнего, их установление предоставлено на усмотрение страховых компаний, возможно, с использованием специальных снижающих коэффициентов.
Напоминаем, что текущий стандартный срок действия полиса ОСАГО — один год, хотя и существуют опции для других сроков. Например, при приобретении или получении автомобиля в наследство, возможно использование полиса на период до 20 дней для проезда к месту регистрации. Для временно пребывающих в России автомобилей, зарегистрированных в других странах, предусмотрено оформление полиса на весь период использования, но не менее чем на пять дней.
Б) Единый ОСАГО для России и Беларуси После приостановки членства Российского и Белорусского союзов автостраховщиков в системе «Зеленая карта» из-за санкций, было заключено соглашение между РФ и РБ, гарантирующее продолжение трансграничного автострахования. С апреля 2024 года начнется выдача новых сертификатов — «Синяя карта», обеспечивающих осуществление расчетов при страховых случаях в национальных валютах стран, где произошло ДТП.
Более того, в рамках Союзного государства (России и Беларуси) в текущем году планируется завершить процесс окончательного объединения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев обеих стран. Нормативные акты находятся на стадии подготовки, и до осени министерствам и страховым компаниям поручено разработать законодательный акт о системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства. Планируется запустить единую систему ОСАГО до 1 октября 2024 года.
В) В некоторых новых регионах РФ продолжается мораторий на ОСАГО. Президент Путин утвердил продление моратория на обязательное страхование гражданской ответственности в ДНР, ЛНР, а также Херсонской и Запорожской областях до конца 2024 года.
Г) Тарифы ОСАГО также подверглись пересмотру. Запрет на изменение тарифов более одного раза в год был снят в 2022 году, и продлился на 2023 год. Согласно последнему постановлению от 25.12.2023 года, мораторий на изменение тарифов ОСАГО снова продлен на год. Банк России сохраняет право пересматривать тарифы более одного раза в год.
Д) Для таксистов вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). С 1 сентября 2024 года все частные перевозчики обязаны будут оформить полисы ОСГОП в течение 60 дней. Это обязательство ложится на самого перевозчика.
Изменения водительских прав
С 1 апреля 2024 года вступает в силу Федеральный закон, затрагивающий процесс получения водительского удостоверения. Некоторые из основных изменений включают:
А) Иностранцы могут использовать зарубежные права в течение года после получения вид на жительство или гражданства РФ, после чего им требуется российское ВУ. Исключение сделано для граждан Беларуси, которые могут заменить свои права на российские без сдачи экзаменов.
Б) Лишенцам и лицам без ВУ, но задержанным за вождение в нетрезвом состоянии, будет запрещено сдавать экзамены в ГИБДД в течение года после отбытия наказания.
В) Действие водительских удостоверений РФ, истекающих в 2024-2025 годах, автоматически продлено на 3 года. Однако просроченные права считаются недействительными при выезде за границу.
Г) Изменяются правила получения водительских категорий. Например, для получения категории D автобуса требуется год стажа вождения легкового или грузового автомобиля. Также увеличивается количество баллов, при котором экзамен на права считается несданным, с 5 до 7.
Деятельность автошкол также регулируется: для сохранения лицензии им необходимо получить постоянное заключение от ГИБДД.
Д) Согласно новому Закону, с 1 апреля 2024 года лица, не явившиеся по повестке в военкомат, будут лишены права на получение водительских удостоверений. Госавтоинспекция будет иметь специальную отметку об этом в своих базах данных.
Продажа подержанных автомобилей дилерами
С 1 апреля 2024 года вступает в силу закон об отмене двойного налогообложения для автодилеров. Теперь при перепродаже б/у автомобилей между юридическими лицами они будут облагаться налогом только на разницу между продажной и покупной стоимостью. По мнению законодателей, это способствует развитию официального вторичного рынка и предоставляет дополнительные гарантии покупателям.
Некоторые эксперты, однако, сомневаются в положительном влиянии этой меры, ожидая роста цен на подержанные автомобили из-за усиления конкуренции между дилерами. Это может привести к увеличению спроса на кредиты, что приносит дополнительные комиссии дилерам от банков.
Реформа системы дорожных камер
А) С 1 сентября 2024 года вводятся единые требования к установке комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД. Решение об установке камер могут принимать региональные власти или владельцы автодорог с согласования с ГИБДД. Координаты установки камер будут публиковаться для граждан на сайте Госавтоинспекции.
Кроме того, предусмотрено, что знаки «Фотовидеофиксация» за городом должны стоять не менее чем за 150-300 метров до контролируемого участка. В населенных пунктах зона контроля камеры начинается не ранее чем через 100 м после знака.
Б) Новая реформа также включает возможность видеофиксации скоростных ограничений, указанных на динамичных табло на трассах. Это предложение ещё находится на стадии обсуждения, однако, если будет принято, скоростные ограничения, указанные на таких табло, будут также контролироваться камерами.
Обновление Правил Дорожного Движения
Весь 2023 год был посвящен активной работе над изменениями в Правилах дорожного движения. В конце года Президент Российской Федерации поручил Правительству вместе с Общественной палатой представить предложения по новым ПДД РФ до 1 апреля 2024 года.
Власти Москвы выступают за снижение скорости в городах с 60 до 50 км/ч и пересмотр механизма оформления ДТП на магистралях. Другие эксперты призывают к упрощению текста ПДД для легкости в понимании, а также к сокращению пунктов и удалению нечетких моментов.
Известный правозащитник Александр Холодов подчеркивает, что хотя конкретные решения еще не приняты, ключевые направления работы определены. Автомобилисты высказывают запрос на более простые правила чтения и запоминания, чтобы они стали доступнее, даже для детей.
Актуальные Вопросы и Развитие Инноваций
А) Обязательно ли ОСАГО при регистрации в ГИБДД? Поддерживаемый Госдумой закон исключает необходимость наличия полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Однако страховщики продолжают отстаивать свою позицию, утверждая, что регистрация ТС является главным стимулом для приобретения полиса.
Б) Начнут ли камеры фиксировать отсутствие ОСАГО? Существует идея фиксации отсутствия ОСАГО дорожными камерами, однако пока она остается в разработке из-за необходимости дополнительных технических и организационных мер.
В) Будет ли штраф за превышение средней скорости? Обсуждается возможность введения штрафов за превышение средней скорости, но МВД выступает против данной меры, и окончательное решение остается неясным.
Г) Разработка правил для средств индивидуальной мобильности (СИМ) Планируется ужесточение мер за нарушения на электросамокатах, включая регистрацию всех СИМ в едином реестре и обязательные медицинские осмотры при требовании автоинспекторов. Ожидается, что новые правила будут разработаны в ближайшее время, но их вступление в силу запланировано не раньше ноября 2024 года.