Что представляют собой слепые и мертвые зоны на автомобиле и как их контролировать? Ни в одном правиле дорожного движения не встретишь этих терминов. Они возникли благодаря внимательности владельцев автомобилей. Но есть ли разница между ними, и зачем вообще следить за ними?
Что такое слепая зона?
Обычно слепая и мертвая зоны считаются одним и тем же. Но, на самом деле, мертвая зона относится к рулевому механизму. Но об этом чуть позже.
Слепая зона — это область в непосредственной близости от автомобиля, недоступная для взгляда водителя. Проще говоря, это места, которые шофер не видит.
Эти места могут быть в разных частях автомобиля, в зависимости от его конструкции и обзорности. У грузовиков и легковых автомобилей они различаются, но каждый автомобиль имеет хотя бы одну слепую зону.
Что такое мертвая зона руля?
Теперь к мертвой зоне. Это угол поворота руля, при котором колеса не реагируют на поворот. Водитель крутит руль, а колеса не поворачиваются сразу.
Это понятие в правилах заменяется словом «люфт». Его измеряют в градусах:
для машин категории B — 10 градусов; категория D — 20 градусов; грузовики и транспортные средства категории C — 25 градусов; Если люфт превышает установленные нормы, требуется ремонт. Использовать такой автомобиль запрещено.
Слепые зоны различных транспортных средств и их опасность Чтобы безопасно маневрировать в городе или перестраиваться на широких дорогах, водитель должен знать свою машину и ее слепые зоны. Среди водителей действует правило:
«Если вы не видите водителя грузовика в зеркале заднего вида, значит, и он вас не видит.»
И это правило действительно. Но слепая зона не всегда находится сзади. Например, у грузовиков самая опасная слепая зона — справа и спереди. Автомобиль, застрявший там, рискует быть задетым. Грузовик, трогаясь, может задеть легковой автомобиль, не заметив его. Передняя часть грузовика опасна для пешеходов, так как их не видно из-за носа или особенностей стекла. Лучший способ избежать аварии — не находиться в слепой зоне водителя большегруза.
У легковых автомобилей ситуация несколько лучше, но это зависит от их конструкции. Например, водитель не видит пешехода из-за боковой стойки кузова. В этом случае ничего не изменить. Современные автомобили имеют плохую обзорность.
Есть и другие слепые зоны. Например, при движении по средней полосе водитель может не заметить другую машину, приближающуюся сбоку. Это происходит из-за того, что автомобиль находится в слепой зоне: его не видно в зеркале и сбоку. Оборачиваться назад опасно.
Для джипов и универсалов с высоким задним стеклом остается область, недоступная водителю. При движении задним ходом дети могут оказаться под машиной, так как их рост ниже уровня стекла.
Как обнаружить слепую зону?
Каждый владелец автомобиля должен знать все слепые зоны своей машины. Для этого можно использовать следующий прием:
Сядьте за руль. Попросите помощника обойти машину медленно по кругу. Обратите внимание, как помощник исчезает из поля зрения. Это и будет слепая зона вашего автомобиля.
Как настроить зеркала? Один из эффективных методов улучшения обзорности — правильная настройка зеркал заднего вида. Многие водители ошибаются, настраивая их неправильно, что ухудшает обзорность.
Правильно настроенное зеркало заднего вида должно показывать только часть автомобиля, чтобы можно было ориентироваться во время парковки и маневрирования. Все остальное поле должно захватывать дорогу.
Частые ошибки:
Поворот зеркала на колесо. Многие водители, чтобы упростить парковку, направляют зеркальный элемент к заднему колесу. Однако это ошибка, так как такой маневр нарушает обзорность дороги за автомобилем на большом расстоянии. Большая часть машины находится в поле зрения. Многие начинающие водители, особенно женщины, стремятся видеть в зеркале не обстановку позади, а себя. Применение зеркал для слепых зон
Одним из основных средств борьбы с нарушением обзорности является использование специальных зеркал для слепых зон автомобиля. Эти небольшие зеркальные элементы устанавливаются поверх основных и имеют другой угол поворота.
Стоит отметить, что зеркала можно настроить и для парковки. Например, водитель может настроить зеркало на заднее колесо, чтобы оценить расстояние от него до объектов или препятствий при парковке к бордюру или другим объектам.
На грузовиках, автобусах и внедорожниках используются другие зеркала, которые крепятся к стеклу, чтобы видеть ситуацию перед кабиной, справа или позади нее, если это универсал.
Электронные системы контроля слепых зон
Зеркала являются эффективным, но простым средством контроля. Однако самыми передовыми способами устранения слепых зон считаются применение специальных электронных устройств. Они делятся на две категории:
ассистенты при перестроении;
камеры кругового обзора;
Датчики мертвых зон
Для безопасного перестроения в городском трафике используются датчики мертвых зон. Они представляют собой комплект датчиков, установленных по бортам автомобиля, и специальный индикатор, который включается, показывая водителю, что вне его поля зрения находится другое транспортное средство. Система предупреждает водителя звуковым сигналом и оранжевой лампой, встроенной в кузовную стойку или салонное зеркало. Датчик отправляет ультразвуковой сигнал к объекту и измеряет время, за которое сигнал возвращается, чтобы определить, есть ли объект в слепой зоне.
Камера кругового обзора
Камеры кругового обзора используются как средство помощи при парковке. Они позволяют водителю оценить боковой интервал машины и расстояние до других препятствий. К примеру, камеры кругового обзора видят все, что происходит перед машиной, сзади и под боковыми зеркалами заднего вида. Эти камеры активируются через мультимедийную систему, если они установлены.
Что еще важно знать о мертвых зонах?
Площадь мертвой зоны увеличивается с увеличением скорости движения автомобиля. При высокой скорости поле зрения водителя сужается, так как он сосредотачивается на объектах впереди. Поэтому водитель не может вовремя обратить внимание на зеркала заднего вида или повернуть голову.
Кроме того, при расследовании ДТП часто вина ложится на водителя, который не увидел другое транспортное средство из-за слепой зоны или отсутствия дополнительного зеркала. Правила дорожного движения не упоминают о слепых зонах, поэтому водитель должен самостоятельно бороться с этим явлением.
Суд также может признать виновным водителя, который пытался обогнать грузовик и попал в его слепую зону. Например, если грузовик поворачивает, а другое транспортное средство пытается его обогнать и сталкивается с ним.
Важно отметить, что обучение правильной настройке зеркал часто проводится на занятиях в автошколах, таких как «АвтоОтличник«. Во время занятий водители будущего изучают методики настройки зеркал заднего вида для максимальной безопасности и эффективности при вождении.